Язык священный
"Так, куда
ни посмотрим, всюду,
где у славян сияет свет и творится добро,
мы видим следы трудов святых Мефодия и Кирилла".
Святитель Шанхайский и Сан-францисский Иоанн (Максимович)
24 мая мы праздновали день святых равноапостольных
братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славянских, основателей
славянской письменности. Старославянский язык возник в результате
перевода богослужебных книг с греческого языка. Заслуга создания
старославянского языка, азбуки и первых текстов принадлежит первоучителям
славянства свв. братьям Кириллу и Мефодию.
В результате постепенного видоизменения старославянского
языка появились сербский, болгарский, русский варианты. Русский
старославянский язык принято называть церковнославянским языком,
свой исторический путь он начал с XI века.
Давайте посмотрим, как происходило создание и
развитие старославянского языка. В конце 862 г. моравский Князь
Ростислав посылает своих послов в Царьград, к императору Михаилу,
с просьбой прислать христианских учителей. Михаил собирает собор,
который решает послать в Моравию братьев Константина и Мефодия.
На Мораве и прежде были проповедники из Царьграда
и Запада, но опираясь на немецких феодалов, священники римско-католической
церкви распространяли веру огнем и мечом. Священники совершали
богослужение по латыни, а с народом говорили по-немецки. Порой
славяне, не понимавшие этих языков, не знали, во что их крестят,
и не разумели христианского учения. При этом подавлялось развитие
национальных культур, литературных языков и письменности. В то
время только еврейский, греческий и латинский - считались языками
сакральными, достойными выразить Св. Писание. В качестве обоснования
приводилась надпись на кресте, на котором был распят Иисус Христос,
начертанная на этих трех языках.
Восточно-Православная Церковь никогда не препятствовала
созданию у вновь обращенных в христианство народов своей письменности,
переводу богослужебных книг, отправлению служб на родных языках.
Итак, Император Михаил и патриарх Фотий принимают
просьбу Ростислава и направляют в Моравию своих миссионеров. Константин
и Мефодий родились в Солуни (совр. Фессалоники), где было смешанное
греко-славянское население. Константин родился в 826 г., Мефодий
- в 820 г.; их отец, видимо, был болгарин, а мать - гречанка.
В возрасте семи лет Константин видел сон: "Снилось мне, что
воевода собрал всех девиц города и сказал мне: выбери одну из
них в себе в невесты. Я осмотрел и избрал красивейшую из них,
с светлым лицом и украшенную многими золотыми вещами и дорогими
каменьями, по имени Софья". После этого поняли родители,
что Господь дает отроку девицу Софию, то есть премудрость Божью,
возрадовались духом и со старанием стали учить Константина не
только книжному чтению, но и богоугодному добронравию - премудрости
духовной. Так, согласно житию началась духовная жизнь Константина.
Когда Константину исполнилось 14 лет, он был вызван
ко двору только что, начавшего царствовать императора Михаила.
Царские вельможи, узнав, об успехах и прилежании Константина,
послали за ним, чтобы он учился с юным царем, который бы подражал
старанию Константина. Диалектику и философию Константину преподавал
знаменитый Фотий, в последствии патриарх. В три месяца Константин
овладевает грамматикой, затем изучает Гомера и геометрию а также
такие дисциплины, как риторика, арифметика, астрономия, музыкальное
искусство. Хорошо знал не только греческий язык, но и другие:
латинский, сирийский, и некоторые иностранные. Своим умом и прилежанием
он приводил в удивление своих учителей, за что и получил впоследствии
название философа-мудреца.
О детстве и отрочестве Мефодия ничего не известно.
Он рано вступил, как и отец его, на военную службу. Царь, узнав
о нем как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское
государство, бывшее под греческой державою. Пробыв там в чине
воеводы около 10 лет Мефодий уходит в монахи на гору Олимп, где
с большой покорностью выполнял монашеские обеты.
Славу полемиста Константину принесла победа в
спорах с патриархом Иоанном, который воздвиг гонение на святые
иконы. С этого времени Михаил и Фотий стали посылать Константина
с миссионерскими целями. В 50-х годах Константин направляется
в Болгарию на р. Брегальнице, где обращает в христианство многих
болгар. Потом, Сирия, где он одерживает победу в богословских
спорах с сарацинскими учеными. Согласно житию, в конце спора сарацины
подкладывают в питье блаженному Константину яд. Но Господь, обещавший
всем, кто трудится во Имя Его, и если что смертоносное выпьют,
не повредит им (Марк 16,18), сохранил Своего раба целым и невредимым.
Сарацины, видя сие чудо, отправили Константина вместе с другими
посланными в свою сторону с честью и дарами от своего князя.
Потом, Константин отправляется на Олимп, к своему
старшему брату Мефодию, с которым и стал жить вместе проводя время
в молитве или за книжным чтением. В обителях, расположенных на
горе, было много иноков-славян из разных соседних стран, и по
свидетельству болгарского славянина черноризца Храбра, братья
начали заниматься там изучением славянского языка. К моменту своего
пребывания на горе Олимп, Константин уже имел собственных учеников,
вместе с которыми изучал язык. Из этих учеников известны: Горазд,
Климент, Савва, Наум и Ангелар.
В это время по совету святейшего патриарха Игнатия,
князь Михаил призывает Константина с Олимпийской горы и направляет
в низовья Волги, где с VII в. образовалось сильное хазарское государство.
В VIII в. хазары сменили язычество на иудейство. Византия часто
использовала хазар как союзников в войнах с арабами, славянами
и другими народами, и потому хотела подчинить их своему религиозному
влиянию. По пути к хазарам Константин останавливается в Херсоне,
где обретает мощи св. Климента, епископа римского, сосланного
сюда императором Траяном на рубеже I-II веков и утопленного по
его приказу в Черном море.
После данного ему поручения отправиться в Моравию
Константин разработал славянскую азбуку и перевел на славянский
язык основные богослужебные книги.
Когда летом 863 г. Константин и Мефодий прибыли
в столицу Моравии г. Велеград, они были встречены с великой честью.
Константин и Мефодий читали Евангелие и провели богослужение на
славянском языке. Прежде всего Ростислав собрал много отроков
и повелел им учиться у святых братьев славянской азбуке и переведенным
книгам. Затем Ростислав под руководством святых братьев стал строить
церкви. Через год была уже окончена первая церковь в г. Оломоуце,
потом было построено еще несколько церквей. Константин освящал
эти церкви и служил там по-славянски. Так прожили святые братья
в Моравии 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде
поучая народ на славянском языке.
Постепенно храмы, где богослужение велось на латинском
языке, стали пустеть. В 864 г. Людовик Немецкий в союзе с болгарами
осадил Велеград. Князь Ростислав вынужден был признать себя вассалом
Людовика. Это усилило позиции немецкого духовенства, которое с
удвоенной силой стало создавать препятствия деятельности Константина
и Мефодия. Так как Моравия находилась в подчинении Римской кафедры,
Константин и Мефодий отправляются искать защиты в Рим. Там Константин
передает, мощи св. Климента папе Адриану II. В свою очередь, папа
Адриан рассчитывая укрепить авторитет приобретением мощей первосвященника
Рима, с большим почетом встретил братьев.
Папа рукоположил Мефодия в священники, а его учеников
- в пресвитеры и диаконы. Он составил послание князю Ростиславу:
"Если же кто осмелится порицать указанных учителей и совращать
от истины к басням, или, развращая вас, будет хулить книги вашего
языка, тот пусть будет отлучен и представлен на суд церкви и до
тех пор не получит прощения, пока не исправится. Ибо это волки,
а не овцы, и должно узнавать их по плодам и остерегаться их…".
14 февраля 869 г. Константин умирает в Риме. Перед
смертью он принимает схиму с именем Кирилл. Папа Адриан распоряжается
похоронить Кирилла в Риме, в храме св. Климента. В скором времени
папа Адриан рукоположил Мефодия в сан архиепископа Моравии и Паннонии,
на престол святого Андроника. Князь Ростислав, оправившись от
поражения, разорвал соглашение с Людовиком Немецким и в том же
869 г. нанес ему крупное поражение. После этого Людовик и немецкий
архиепископ вступают в тайный сговор с племянником князя Ростислава
Святополком, который предает Ростилава немцам. Ростиславу выкалывают
глаза и заключают в темницу одного из баварских монастырей, где
он вскоре умирает.
Через некоторое время вновь вспыхивает война,
в результате которой Моравия была присоединена к владениям Людовика;
Святополку дают маленькое княжество. Однако потом княжество будет
отобрано, а Святополк заключен в темницу.
Мефодия, лишенного политической поддержки, немецкие
власти арестовывают и устраивают над ним суд. Так и не найдя предлога
для осуждения, власти заточают Мефодия в монастыре. До сегодняшних
дней сохранилась монастырская поминальная книга, где наряду с
братией есть и имя Мефодия. Через два с половиной года, по выходу
из швабского монастыря Мефодий вместе со своими учениками переводят
весь Ветхий Завет, кроме книг Маккавейских, а также Номоканон
(правила святых отцов) и отеческие книги (Патерик).
В 870 г. по руководством священника Славомира
в Моравии вспыхивает восстание. Славомир наносит поражение немцам
и занимает Велеград. В союзе с чехами и сербами, освобожденный
из монастыря Святополк наносит немцам сильное поражение. В 874
г. признается независимость Моравии.
Заключение Мефодия в монастыре скрывалось от римского
папы. Узнав от бродячего монаха Лазаря о заключении Мефодия, папа
Иоанн VIII, преемник Адриана II, прислал проклятие на немецких
епископов и запретил совершать им литургию до тех пор, пока не
освободят Мефодия. Только тогда епископы освободили Мефодия.
Подорвавший свое здоровье Мефодий на три года
уезжает в Византию. В 884 году он возвращается в Моравию и заканчивает
перевод некоторых библейских книг. В 885 г. Мефодий слег в постель.
"Когда же приблизилось время принять святому Мефодию покой
от страданий и награду за многие труды, стали спрашивать его:
- Кого, честный отец и учитель, ты укажешь из своих учеников твоим
преемником?
Показывая на одного из своих учеников, Горазда, святитель сказал:
- Вот муж вашей земли, правоверный и хорошо знающий латинские
книги. Если на то будет воля Божья и ваша любовь, я желаю, чтобы
он был моим преемником".
На Вербное воскресенье Мефодий попросил отнести его в храм, там
он обратился с проповедью к моравскому народу, предупреждая о
скорых испытаниях. В тот же день 19 апреля (6 апреля по старому
стилю) 885 г. Мефодий скончался. Отпевание совершали в соборной
церкви Велеграда на латинском, греческом, и славянском языках.
После смерти Мефодия, Святополк отдает ведение
духовных дел главному противнику Мефодия Викингу. Последствия
этого были ужасны: учеников и последователей Мефодия подвергают
пыткам и гонениям. Иных мучили бесчеловечно, иных влачили по терновнику,
пресвитеров и диаконов помоложе продавали в рабство, расхищали
имущество, жгли славянские книги. Ближайших учеников Мефодия Горазда,
Климента, Наума, Ангелара и Лаврентия, заточивши в железо, держали
в темнице, а затем изгнали из страны. В 905 г. немецко-мадьярские
войска завоевывают Моравию.
Климент, Наум и Ангеллар поселяются в Болгарии,
где им оказывал всемерную поддержку православный князь Борис-Михаил.
При царе Симеоне (893-927) Болгария достигает наибольшего культурного
расцвета. Дело Кирилла и Мефодия продолжают выдающиеся деятели
христианского просвещения - черноризец Храбр, Иоанн экзарх Болгарский,
Климент Охридскйй, Наум Охридский, Константин Преславский, Григорий
Мних и другие. При преемнике Симеона Петре (927-969) эта деятельность
затухает и с XI века центр славянской письменности и культуры
перемещается в Киевскую Русь.
При князе Владимире христианство тихо и мирно
распространяется по всей Руси. Что же было причиной такого беспримерного
в церковной истории успеха? Труды просветителей славянских Кирилла
и Мефодия, чью память мы чтим сегодня.
Лопатин Дмитрий / lopatin@prag.ru
Журнал: Литературная учеба, 4/2000
г.
Перепечатка и использование только
с согласия автора.
|