PRAG.RU - сервер о путешествиях в Прагу

PRAG.RU / Реклама

Впечатления

О Праге

Театры, Музеи, Рестораны, Музыка, Магазины, Прогулки, Парки, Пивные в Праге
Театры, Музеи и выставки, Симфоническая музыка, Джаз и Рок в Праге
Пражское население, число шпилей, мостов, местонахождение, высота над уровнем моря
Телефоны, транспорт, достопримечательности в Праге
Карлов мост, Кpжижиковы фонтаны, Петержин, Троя, Тройский дворец, Конепрусские пещеры, Карлштейн, Музеи Праги
Чехия: география, экономика, история, иммиграция, образование, чешский язык, криминогенная обстановка
Игровые автоматы, бильярд в Праге
Пражские галереи
Пражский Зоопарк
Боулинг, дартс в Праге
Супермаркеты и торговые центры в Праге
Пражские театры
Пражские рестораны с описаниями
Места предоставления скидок по карточкам ISIC, ITIC, GO25
Гей-клубы в Праге

Статьи

Эзотерическая Чехия. Заметки странника.
Исполинский вождь народов всего семь лет подпирал пражское небо
История Чехии. Хроника Козьмы Пражского. Легенды.
Исторические города Чехословакии
Образ России в чешской литературе XX века

 

 

Язык священный

"Так, куда ни посмотрим, всюду,
где у славян сияет свет и творится добро,
мы видим следы трудов святых Мефодия и Кирилла".
Святитель Шанхайский и Сан-францисский Иоанн (Максимович)

 

24 мая мы праздновали день святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славянских, основателей славянской письменности. Старославянский язык возник в результате перевода богослужебных книг с греческого языка. Заслуга создания старославянского языка, азбуки и первых текстов принадлежит первоучителям славянства свв. братьям Кириллу и Мефодию.

В результате постепенного видоизменения старославянского языка появились сербский, болгарский, русский варианты. Русский старославянский язык принято называть церковнославянским языком, свой исторический путь он начал с XI века.

Давайте посмотрим, как происходило создание и развитие старославянского языка. В конце 862 г. моравский Князь Ростислав посылает своих послов в Царьград, к императору Михаилу, с просьбой прислать христианских учителей. Михаил собирает собор, который решает послать в Моравию братьев Константина и Мефодия.

На Мораве и прежде были проповедники из Царьграда и Запада, но опираясь на немецких феодалов, священники римско-католической церкви распространяли веру огнем и мечом. Священники совершали богослужение по латыни, а с народом говорили по-немецки. Порой славяне, не понимавшие этих языков, не знали, во что их крестят, и не разумели христианского учения. При этом подавлялось развитие национальных культур, литературных языков и письменности. В то время только еврейский, греческий и латинский - считались языками сакральными, достойными выразить Св. Писание. В качестве обоснования приводилась надпись на кресте, на котором был распят Иисус Христос, начертанная на этих трех языках.

Восточно-Православная Церковь никогда не препятствовала созданию у вновь обращенных в христианство народов своей письменности, переводу богослужебных книг, отправлению служб на родных языках.

Итак, Император Михаил и патриарх Фотий принимают просьбу Ростислава и направляют в Моравию своих миссионеров. Константин и Мефодий родились в Солуни (совр. Фессалоники), где было смешанное греко-славянское население. Константин родился в 826 г., Мефодий - в 820 г.; их отец, видимо, был болгарин, а мать - гречанка. В возрасте семи лет Константин видел сон: "Снилось мне, что воевода собрал всех девиц города и сказал мне: выбери одну из них в себе в невесты. Я осмотрел и избрал красивейшую из них, с светлым лицом и украшенную многими золотыми вещами и дорогими каменьями, по имени Софья". После этого поняли родители, что Господь дает отроку девицу Софию, то есть премудрость Божью, возрадовались духом и со старанием стали учить Константина не только книжному чтению, но и богоугодному добронравию - премудрости духовной. Так, согласно житию началась духовная жизнь Константина.

Когда Константину исполнилось 14 лет, он был вызван ко двору только что, начавшего царствовать императора Михаила. Царские вельможи, узнав, об успехах и прилежании Константина, послали за ним, чтобы он учился с юным царем, который бы подражал старанию Константина. Диалектику и философию Константину преподавал знаменитый Фотий, в последствии патриарх. В три месяца Константин овладевает грамматикой, затем изучает Гомера и геометрию а также такие дисциплины, как риторика, арифметика, астрономия, музыкальное искусство. Хорошо знал не только греческий язык, но и другие: латинский, сирийский, и некоторые иностранные. Своим умом и прилежанием он приводил в удивление своих учителей, за что и получил впоследствии название философа-мудреца.

О детстве и отрочестве Мефодия ничего не известно. Он рано вступил, как и отец его, на военную службу. Царь, узнав о нем как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское государство, бывшее под греческой державою. Пробыв там в чине воеводы около 10 лет Мефодий уходит в монахи на гору Олимп, где с большой покорностью выполнял монашеские обеты.

Славу полемиста Константину принесла победа в спорах с патриархом Иоанном, который воздвиг гонение на святые иконы. С этого времени Михаил и Фотий стали посылать Константина с миссионерскими целями. В 50-х годах Константин направляется в Болгарию на р. Брегальнице, где обращает в христианство многих болгар. Потом, Сирия, где он одерживает победу в богословских спорах с сарацинскими учеными. Согласно житию, в конце спора сарацины подкладывают в питье блаженному Константину яд. Но Господь, обещавший всем, кто трудится во Имя Его, и если что смертоносное выпьют, не повредит им (Марк 16,18), сохранил Своего раба целым и невредимым. Сарацины, видя сие чудо, отправили Константина вместе с другими посланными в свою сторону с честью и дарами от своего князя.

Потом, Константин отправляется на Олимп, к своему старшему брату Мефодию, с которым и стал жить вместе проводя время в молитве или за книжным чтением. В обителях, расположенных на горе, было много иноков-славян из разных соседних стран, и по свидетельству болгарского славянина черноризца Храбра, братья начали заниматься там изучением славянского языка. К моменту своего пребывания на горе Олимп, Константин уже имел собственных учеников, вместе с которыми изучал язык. Из этих учеников известны: Горазд, Климент, Савва, Наум и Ангелар.

В это время по совету святейшего патриарха Игнатия, князь Михаил призывает Константина с Олимпийской горы и направляет в низовья Волги, где с VII в. образовалось сильное хазарское государство. В VIII в. хазары сменили язычество на иудейство. Византия часто использовала хазар как союзников в войнах с арабами, славянами и другими народами, и потому хотела подчинить их своему религиозному влиянию. По пути к хазарам Константин останавливается в Херсоне, где обретает мощи св. Климента, епископа римского, сосланного сюда императором Траяном на рубеже I-II веков и утопленного по его приказу в Черном море.

После данного ему поручения отправиться в Моравию Константин разработал славянскую азбуку и перевел на славянский язык основные богослужебные книги.

Когда летом 863 г. Константин и Мефодий прибыли в столицу Моравии г. Велеград, они были встречены с великой честью. Константин и Мефодий читали Евангелие и провели богослужение на славянском языке. Прежде всего Ростислав собрал много отроков и повелел им учиться у святых братьев славянской азбуке и переведенным книгам. Затем Ростислав под руководством святых братьев стал строить церкви. Через год была уже окончена первая церковь в г. Оломоуце, потом было построено еще несколько церквей. Константин освящал эти церкви и служил там по-славянски. Так прожили святые братья в Моравии 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народ на славянском языке.

Постепенно храмы, где богослужение велось на латинском языке, стали пустеть. В 864 г. Людовик Немецкий в союзе с болгарами осадил Велеград. Князь Ростислав вынужден был признать себя вассалом Людовика. Это усилило позиции немецкого духовенства, которое с удвоенной силой стало создавать препятствия деятельности Константина и Мефодия. Так как Моравия находилась в подчинении Римской кафедры, Константин и Мефодий отправляются искать защиты в Рим. Там Константин передает, мощи св. Климента папе Адриану II. В свою очередь, папа Адриан рассчитывая укрепить авторитет приобретением мощей первосвященника Рима, с большим почетом встретил братьев.

Папа рукоположил Мефодия в священники, а его учеников - в пресвитеры и диаконы. Он составил послание князю Ростиславу: "Если же кто осмелится порицать указанных учителей и совращать от истины к басням, или, развращая вас, будет хулить книги вашего языка, тот пусть будет отлучен и представлен на суд церкви и до тех пор не получит прощения, пока не исправится. Ибо это волки, а не овцы, и должно узнавать их по плодам и остерегаться их…".

14 февраля 869 г. Константин умирает в Риме. Перед смертью он принимает схиму с именем Кирилл. Папа Адриан распоряжается похоронить Кирилла в Риме, в храме св. Климента. В скором времени папа Адриан рукоположил Мефодия в сан архиепископа Моравии и Паннонии, на престол святого Андроника. Князь Ростислав, оправившись от поражения, разорвал соглашение с Людовиком Немецким и в том же 869 г. нанес ему крупное поражение. После этого Людовик и немецкий архиепископ вступают в тайный сговор с племянником князя Ростислава Святополком, который предает Ростилава немцам. Ростиславу выкалывают глаза и заключают в темницу одного из баварских монастырей, где он вскоре умирает.

Через некоторое время вновь вспыхивает война, в результате которой Моравия была присоединена к владениям Людовика; Святополку дают маленькое княжество. Однако потом княжество будет отобрано, а Святополк заключен в темницу.

Мефодия, лишенного политической поддержки, немецкие власти арестовывают и устраивают над ним суд. Так и не найдя предлога для осуждения, власти заточают Мефодия в монастыре. До сегодняшних дней сохранилась монастырская поминальная книга, где наряду с братией есть и имя Мефодия. Через два с половиной года, по выходу из швабского монастыря Мефодий вместе со своими учениками переводят весь Ветхий Завет, кроме книг Маккавейских, а также Номоканон (правила святых отцов) и отеческие книги (Патерик).

В 870 г. по руководством священника Славомира в Моравии вспыхивает восстание. Славомир наносит поражение немцам и занимает Велеград. В союзе с чехами и сербами, освобожденный из монастыря Святополк наносит немцам сильное поражение. В 874 г. признается независимость Моравии.

Заключение Мефодия в монастыре скрывалось от римского папы. Узнав от бродячего монаха Лазаря о заключении Мефодия, папа Иоанн VIII, преемник Адриана II, прислал проклятие на немецких епископов и запретил совершать им литургию до тех пор, пока не освободят Мефодия. Только тогда епископы освободили Мефодия.

Подорвавший свое здоровье Мефодий на три года уезжает в Византию. В 884 году он возвращается в Моравию и заканчивает перевод некоторых библейских книг. В 885 г. Мефодий слег в постель. "Когда же приблизилось время принять святому Мефодию покой от страданий и награду за многие труды, стали спрашивать его:
- Кого, честный отец и учитель, ты укажешь из своих учеников твоим преемником?
Показывая на одного из своих учеников, Горазда, святитель сказал:
- Вот муж вашей земли, правоверный и хорошо знающий латинские книги. Если на то будет воля Божья и ваша любовь, я желаю, чтобы он был моим преемником".
На Вербное воскресенье Мефодий попросил отнести его в храм, там он обратился с проповедью к моравскому народу, предупреждая о скорых испытаниях. В тот же день 19 апреля (6 апреля по старому стилю) 885 г. Мефодий скончался. Отпевание совершали в соборной церкви Велеграда на латинском, греческом, и славянском языках.

После смерти Мефодия, Святополк отдает ведение духовных дел главному противнику Мефодия Викингу. Последствия этого были ужасны: учеников и последователей Мефодия подвергают пыткам и гонениям. Иных мучили бесчеловечно, иных влачили по терновнику, пресвитеров и диаконов помоложе продавали в рабство, расхищали имущество, жгли славянские книги. Ближайших учеников Мефодия Горазда, Климента, Наума, Ангелара и Лаврентия, заточивши в железо, держали в темнице, а затем изгнали из страны. В 905 г. немецко-мадьярские войска завоевывают Моравию.

Климент, Наум и Ангеллар поселяются в Болгарии, где им оказывал всемерную поддержку православный князь Борис-Михаил. При царе Симеоне (893-927) Болгария достигает наибольшего культурного расцвета. Дело Кирилла и Мефодия продолжают выдающиеся деятели христианского просвещения - черноризец Храбр, Иоанн экзарх Болгарский, Климент Охридскйй, Наум Охридский, Константин Преславский, Григорий Мних и другие. При преемнике Симеона Петре (927-969) эта деятельность затухает и с XI века центр славянской письменности и культуры перемещается в Киевскую Русь.

При князе Владимире христианство тихо и мирно распространяется по всей Руси. Что же было причиной такого беспримерного в церковной истории успеха? Труды просветителей славянских Кирилла и Мефодия, чью память мы чтим сегодня.

Лопатин Дмитрий / lopatin@prag.ru

Журнал: Литературная учеба, 4/2000 г.

 

Перепечатка и использование только с согласия автора.

 


PRAG.RU / Реклама